Учебный театр ГИТИС | О театре
учебный театр
российского института
театрального искуcства — гитис
alt

купить билет

купить

билет

основная
сцена
Б. Гнездниковский пер., 10
новая
сцена
Ул. Академика Пилюгина, 2
главный
учебный
корпус
М. Кисловский пер., 6

Учебный театр ГИТИС

views18029

Учебный театр Российского института театрального искусства расположен в намоленном месте: у доходного дома Нирнзее внушительная история взаимоотношений с творческими коллективами.

Здание было построено в 1914 году, а уже через год сюда переехал театр-кабаре «Летучая мышь» — его основал режиссёр и актёр Никита Балиев. В советское время Балиев вместе с труппой уехал в Европу, где «Летучая мышь» (уже Chauve-Souris) стала всемирно известной. А в Большом Гнездниковском сменяли друг друга театр Сатиры, Малый театр, цыгане «Ромэн». Наконец, в 1958 году помещение забрал себе ГИТИС. Сейчас здесь ставятся спектакли с участием студентов, режиссёрами выступают преподаватели, репертуар очень подвижен. Спектакли идут практически ежедневно, чтобы посетить постановку, нужно купить билеты. В 2019 году театр открылся после реконструкции: восстановили оригинальный дореволюционный интерьер и обновили зрительный зал.

views18029
Галерея театра
Театральный подвал

19

13

слеш

19

15

Построенный в 1913 году дом по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10 считается первым столичным небоскрёбом или, как тогда его называли, — тучерезом. В проекте немецкого архитектора Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее было целых две театральные площадки — в подвале и на крыше дома. Сцена на крыше скоро была закрыта, а в подвале первым в 1915 году расположился к тому времени уже знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева. Художник Сергей Судейкин расписал фойе, по его же эскизам сделали и занавес с гирляндами роз. Первое представление состоялось в сентябре 1915 года в присутствии Максима Горького и других известных гостей.

На юбилейные даты в представлениях Балиева можно было увидеть мэтров: Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова и других «ветеранов сцены» Художественного театра, из капустников которого «Летучая мышь» и выросла. Станиславский в шутку называл себя крестным отцом «Летучей мыши». Когда Балиев гастролировал, театральное помещение подвала занимала Первая студия Московского Художественного театра. На этой сцене устраивал свои вечера Александр Вертинский, а для балиевских программ балеты ставил Касьян Голейзовский.

В самом же доме Нирнзее проживали члены труппы «Летучей мыши». В проектной документации архитектор обозначил доходный дом, как «дом дешевых квартир», т. к. площадь квартир была очень маленькой. Возможно, это была ирония над будущими жильцами, ведь в начале XX века это был богемный район, в котором жили деятели культуры и искусства, многие из которых с удовольствием перебрались в новый необычный дом. В доме Нирнзее поселился Александр Таиров. Во время прогулки по Тверскому бульвару Таиров и Алиса Коонен присмотрели здание, в котором вскоре открылся Камерный театр.

19

20

слеш

19

27

В начале 1920-х Балиев и большая часть труппы уехали — вначале из Москвы, потом — из России. Те, кто остались, разошлись по двум коллективам: одни продолжали работать под старым брендом, но театральный подвал были вынуждены покинуть. Другие объединились с артистами кабаре «Кривой Джимми» Николая Евреинова, которое успешно просуществовало в театральном подвале два года. В 1924-м часть труппы вливается во вновь созданный коллектив — Московский театр сатиры. Зрительный зал был расширен и мог вместить 500 человек. Художники Н. Кашинцев и К. Елисеев изготовили броские декорации и афиши. В.Типот и Н.Эрдман написали для театра сатирическое обозрение. Вскоре в маленьком подвале популярный театр уже не умещался, и в течение 1927 года труппа окончательно переехала в здание на площади Старых Триумфальных ворот (сегодня — Триумфальная площадь).

19

28

слеш

19

29

С 1928 года в подвале играет Первая студия Малого театра. Выпускники Щепкинского училища заручились поддержкой примы Малого — и всего русского театра — Марии Ермоловой, и дали студии ее имя. В помещении сделали ремонт — углубили сцену, расширили ряды кресел, отремонтировали электрическое освещение, а вместо кухни, функционировавшей еще при «Летучей мыши», оборудовали комнату отдыха для актеров.

19

30

слеш

19

39

В 1930 году студийцы решили перебраться на большую сцену, что не привело их к успеху, а подвал в 1931 году принял новых жильцов: молодые комсомольцы-цыгане попросили у московских властей помещение для выступлений. Когда в театре объявили набор актеров, окрестности Гнездниковского переулка превратились в настоящий цыганский табор. Первые представления шли на цыганском языке. Благодаря Михаилу Яншину, который позже стал руководителем коллектива, труппа «Ромэна» превратилась в настоящий профессиональный театр.

19

39

слеш

19

58

С началом Великой отечественной войны в Москве первое время не шли спектакли, большинство театров уехали в эвакуацию, другие актеры в составе фронтовых бригад отправились на фронт. В эти годы театральный подвал служил бомбоубежищем для жителей дома Нирнзее. А цыганский театр «Ромэн» продолжал потом играть в знаменитом подвале до 1958 года.

19

58

слеш

19

99

С 1958 года Диме Нирнзее свои спектакли репетирует и играет Учебный театр ГИТИСа. Студийная традиция получила продолжение, поскольку на этой сцене свои первые спектакли играл курс Петра Наумовича Фоменко, из которого потом вышла «Мастерская Петра Фоменко», здесь начинали свои выступления студенты факультета эстрады, создавшие потом театр «Квартет И». В 1989 году выпускник ГИТИСа режиссер Григорий Гурвич сделал попытку воссоздать театр-кабаре «Летучая мышь». Как и у Никиты Балиева, представления давали в полночь, не пересекаясь со спектаклями студентов. Гурвич, как и Балиев, выходил на сцену и соединял номера своим конферансом. История этого популярного кабаре, к сожалению, оказалась недолгой: Григорий Гурвич скончался в 1999 году.

20

00

слеш

н.в.

В 2017 году министр культуры России Владимир Мединский принял решение провести капитальный ремонт в подвале, который давно находился в плохом состоянии и в июне 2018 года были начаты масштабные ремонтные и реставрационные работы. За полгода фойе, закулисные помещения изменились до неузнаваемости.

Учебный театр ГИТИСа открылся после ремонта в январе 2019 года в присутствии премьер-министра России Дмитрия Медведева, вице-премьера Ольги Голодец и министра культуры Владимира Мединского, За пять с половиной месяцев были заменены инженерные коммуникации, электрическая проводка, восстановлена система воздухообмена, смонтирована новая система водоснабжения и водоотведения, смонтирована современная система автоматического пожаротушения. Было решено в полтора раза расширить главный вход в театр за счет объединения помещений администратора и театральной кассы. Коридор превратился в дополнительный вестибюль с выходом в фойе, который существовал и в дореволюционные годы. В зрительном зале заменены кресла, выполненные специально для Учебного тетара по эскизам начала ХХ века. Для удобства наших студентов и артистов были переделаны все гримуборные, их количество увеличилось. Пространству возвращена историческая планировка. Были открыты оригинальные потолки, стены восстановлены и очищены от наслоений штукатурки, окрашены в белый цвет. В фойе и буфете сделан традиционный дубовый паркет. Ремонт шел под постоянным контролем представителей Департамента культурного наследия г. Москвы, а работы были приняты без единого замечания.

Материал подготовлен при участии историка, гида ВООПИиК Юлии Пивоваровой

наверх
Наверх