Пресс-центр
учебный театр
российского института
театрального искуcства — гитис
alt

купить билет

купить

билет

основная
сцена
Б. Гнездниковский пер., 10
новая
сцена
Ул. Академика Пилюгина, 2
главный
учебный
корпус
М. Кисловский пер., 6

Творческая команда ГИТИСа представила премьеру «Женитьбы Бальзаминова» в Узбекистане

В Ферганском областном русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова» в рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа в русских театрах за рубежом» при участии АНО «Русские сезоны», Министерства культуры РФ и Фонда поддержки и развития театрального образования.

В творческую постановочную команду вошли выпускники ГИТИСа Мастерской Олега Кудряшова режиссёр Михаил Бехтерев, Мастерской Владимира Кириллова хореограф Елизавета Матвиевич и студентка Мастерской Станислава Морозова и Анастасии Глебовой художник-постановщик Полина Кандаурова. Художник по свету — Алишер Кудрявцев.

Пьеса А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» была выбрана творческой командой отнюдь не случайно. Именно это произведение, по мнению постановщиков, рассказывает об универсальных для всех народов истинах, при этом знакомит с русскими менталитетом, культурой и традициями.

«Хотелось взять материал из русской классики, который будет одновременно „достаточно русским“, но при этом понятным, интересным, будет затрагивать общие для людей наших народов темы и служить одним из тех мостиков, которые объединяют наши культуры и не дают им разъехаться в разные стороны. Творчество А. Н. Островского как нельзя лучше для этого подходит», — говорит режиссёр Михаил Бехтерев.

Команда театра восприняла традиционные русские мотивы с большим теплом, стремясь глубже вникнуть в суть произведения. Большая часть ответственности за погружение зрителя в русскую культуру легла на хореографию.

«Одними из главных лейтмотивов спектакля стали старинная русская кадриль и смоленский гусачок, было использовано много русской народной музыки. Я была удивлена и рада, с какими рвением и запалом ребята это всё схватывали, учили. Номер кадрили был не вставной, это была часть спектакля, так как мы не хотели, чтобы хореография появлялась внезапно и неожиданно. Были также использованы номера-шутки, например, „Маменька, я — генерал“. Там мы создали комический образ потешного войска, который воплощали дамы в вечерних платьях с зонтиками. Кроме того, сцена кабака была решена в цыганском стиле. Мы с актёрами сделали прекрасный красочный номер, где использовали сочетание звука, слова и танца. Получилось очень ярко, красочно, задорно, и после премьеры все вспоминали этот номер», — рассказывает хореограф Елизавета Матвиевич.

Главной идеей постановщиков стало то, что всё происходящее на сцене является не реальностью, а сном Бальзаминова. Благодаря такой концепции команда ГИТИСа смогла не сдерживать себя и воплощать свои самые смелые фантазии на сцене.

«Идея сценографии родилась довольно спонтанно, но сразу подала основную мысль для интерпретации пьесы, что это некий сон, настолько глубокий, что, скорее всего, сам Бальзаминов не понимает, где реальность, а где — мечты. В сценографии отражена задача скомпилировать эпоху, быт с минималистичным и символичным миром, который снова наталкивает на мысль, что всё вокруг — глубокая фантазия Бальзаминова. Вся сценография построена на деталях, выдержанных в стиле той эпохи, например, окна и двери в стиле русского зодчества, костюмы, „контурные деревья“, и всё это выполнено во всевозможных оттенках жёлтого», — отмечает художник-постановщик Полина Кандаурова.

Идея сна отразилась и на хореографии: образы героев в сознании Бальзаминова перемешиваются, а окружающий мир приобретает несвойственные ему формы.

«Хореографическая концепция спектакля выстраивалась на основе задания режиссёра и нашей общей задачи, которая была создана всей нашей командой: действие спектакля происходит во сне, поэтому любые невозможные идеи и решения мы могли воплотить. Форма постановки закольцована. Первая сцена, пролог, была решена полностью пластически, а все герои спектакля представали в необычной форме: менялись частями костюмов, предметами, странно двигались. Основная концепция спектакля заключается в том, что мы остались во времени, когда писалось произведение. Пьеса эта вечная, поэтому все проблемы мы можем перенести на наше время», — делится хореограф Елизавета Матвиевич.

Жёлтый цвет, который лёг в основу сценографии, является отражением не только идеи сна главного героя спектакля, но и символизирует место, где был поставлен спектакль, и внутренние конфликты героев произведения.

«На идею сценографии в этом проекте повлияли не только пьеса, но и место, где мы собирались её ставить. Основной вопрос у зрителя был: почему всё жёлтое? Жёлтый — цвет солнца, цвет радости, но и в том числе это цвет безумия и богатства. Весь мир в глазах Бальзаминова жёлтый, потому что он буквально во всём видит деньги. Здесь и отражена его мания. И сам факт, что буквально всё жёлтое, сам собой навевает мысль, что это сплошное безумие. Зритель, в первую очередь, точно испытает веселье, радость и будет смеяться. И, возможно, зритель должен опомниться, глядя на Бальзаминова, что на самом деле настоящую любовь не заменят никакие деньги», — подчёркивает сценограф Полина Кандаурова.

Декорации спектакля в промежутках между сценами меняются, как разноцветные картинки, а связующим звеном между ними является хореография: после каждой сцены герои исполняют небольшой танец, в котором пересказывается произошедшее с ними в определённом отрывке.

«Хореография в спектакле является связующим звеном между сценами, поскольку везде изначально были переходы открытые, но музыкальные, и декорации менялись, как картинки во сне. Каждую сцену мы решили заканчивать миниатюрным танцем, который олицетворял характеры героев и сцену, в которой они находились. Мы подобрали музыкальную тему для каждого героя, которая звучала лейтмотивом при его появлении», — говорит хореограф Елизавета Матвиевич.

В новом спектакле были задействованы актёры Ферганского областного русского драматического театра всех возрастов, что помогло выстроить новое взаимодействие между ними и открыться каждому.

«Для труппы театра такая постановка стала новым опытом в работе. В спектакле заняты как профессионалы ферганской сцены, так и совсем молодые, начинающие актёры. Тем не менее, коллектив — от артистов до технических цехов — отлично справился с поставленными задачами. Наши молодые ребята раскрылись в совершенно новых для себя образах, стали более уверенными, чувствующими зрителя», — рассказывает директор театра Юлия Мадалиева.

Творческая команда ГИТИСа отмечает, что коллектив Ферганского областного русского драматического театра встретил их очень радушно, а совместная работа проходила в творческой атмосфере. Все участники постановочного процесса были заинтересованы в том, чтобы в сотворчестве создать качественный спектакль.

«Опыт работы с коллективом Ферганского областного русского драматического театра был для всей нашей постановочной команды достаточно интересным и позитивным. Нас очень гостеприимно встретили. И артисты, и службы, и руководство постарались создать для нас максимально комфортные условия и всеми силами помогали весь постановочный период. Мы, в свою очередь, искали возможность сделать для театра спектакль, который сможет, скажем так, выжить в их непростых условиях, когда есть ограничения по творческим и постановочным возможностям, количеству зрителей, полноценно понимающих русский язык, и многим другим условиям существования театра. Этим были обусловлены и комедийный жанр постановки, и выбор пьесы, и относительно небольшая продолжительность спектакля», — делится режиссёр Михаил Бехтерев.

«Работа с актёрами проходила прекрасно. Это очень честные, добрые, интеллигентные люди, которые хотят поглощать всё новое. Прекрасный художественный руководитель. Никаких вопросов в работе у нас не возникло. Труппа — на вес золота. Такого желания работать и вникать во всё я не видела давно. В команде у нас всё было гладко, я с Михаилом работаю не первый раз, у нас налаженные отношения. А с Полиной мы работали над моим дипломным спектаклем в ГИТИСе, я её и позвала в Фергану. У нас сложилось прекрасное трио», — отмечает хореограф Елизавета Матвиевич.

Руководство театра высоко оценило работу творческой постановочной команды ГИТИСа, которая помогла актёрам погрузиться в материал, раскрыть новые грани своего мастерства и в процессе совместной работы с цехами театра создать новый, не похожий не остальные спектакль, который точно придётся по душе зрителям.

«Работа с новым режиссёром всегда нелегка для коллектива театра. Но в случае с Михаилом Бехтеревым все опасения были напрасны. Опыт Михаила как педагога по актёрскому мастерству помог ферганским артистам в работе над ролями. Режиссёр обстоятельно, профессионально разъяснил трудные и непонятные моменты, смог создать творческую атмосферу всеобщего поиска, созидания и увлечь своей работой весь коллектив театра. Хореограф Елизавета Матвиевич простроила все пластические движения персонажей и многочисленные танцевальные заставки, дала актёрам несколько обучающих мастер-классов по хореографии и сценическому движению. Отдельно хотелось бы отметить художника-постановщика Полину Кандаурову, которая, несмотря на молодость, покорила творческую часть театра своей принципиальностью, мастерством и твёрдостью в решении технических проблем. Необычная сценография, классические костюмы и внимание к аксессуарам производят яркое впечатление от спектакля», — говорит директор театра Юлия Мадалиева.

Создатели ждут, что зрители, пришедшие на спектакль, испытают яркие эмоции, смогут погрузиться в происходящее на сцене и понять русскую классику, универсальную для всех народов.

«Зритель должен испытать очень солнечные радостные эмоции. Во-первых, благодаря жёлтой концепции спектакля. Многие задавали вопрос, почему она жёлтая. Поскольку это сон, история про фантазии, деньги, когда хочется быть и счастливым, и богатым одновременно, это синонимы лета. Кажется, что это прямая история, но на самом деле она с очень тонким и текстурным дном. У нас получилась весёлая русская история в восточной прекрасной солнечной стране», — подчёркивает хореограф Елизавета Матвиевич.

Премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова» стала подарком Ферганскому областному русскому драматическому театру на завершение 93 театрального сезона. Показ прошёл с большим успехом в переполненном благодарными зрителями зале.

«Можно смело сказать, что Михаил, Полина и Елизавета принесли в наш театр теплоту, любовь, внимание и ту самую ценность, которая называется „русская душа“. Спектакль „Женитьба Бальзаминова“ стал отличным подарком на закрытие 93 театрального сезона. Гости из соседних городов и наши постоянные ферганские зрители были рады видеть на сцене классику, настолько живо и талантливо представленную актёрами, реализовавшими идеи постановочной группы. Постановка получилась очень яркая, фееричная, с юмором, прекрасными мизансценическими решениями, режиссёрскими ходами и актёрскими находками», — подытоживает директор театра Юлия Мадалиева.

views2337